По сути дела, в сказках, как и в жизни, одна и та же альтернатива - либо менять что-либо в окружающем мире (в семье, на работе, в стране и т.п.), либо меняться самому.
Чтобы приучить нас к этой дилемме, сказка сперва отправила нас путешествовать в окружающий, изменяющийся мир, а затем предоставила нам волшебные возможности самим измениться с помощью ЧароДеев и Героини.
Сперва поговорим о природе, а затем о любви.
Природа - это источник красоты. Но она двойственна. Есть красивые, светлые, чистые места, а есть и безобразные, мрачные, недобрые.
Так и в человеческой природе. Женщины и любовь - это источники красоты. Но они тоже двойственны.
Царевна
По В.Проппу, семёрка основных героев волшебной сказки делится на две группы. Герой и Царевна, в конце концов, образуют супружескую пару, а Помощник, Отправитель, Антагонист, Даритель и Лжегерой либо способствуют этому, либо мешают им.
Мужчины в сказках разные. Тут тебе и мудрый король, и глупый, и голый. А среди женщин единственная стоящая - Царевна. В ней сконцентрированы и красота, и ум, и знатное происхождение. Причем родственные связи Царевны не менее важны, чем личные качества. Королевичи и, тем более, простолюдины редко сватаются к Золушкам. Как правило, им принцессу подавай.
Двойственность любви
Мужчин в сказках гораздо больше, чем женщин. В сказках, в отличие от нашей жизни, царит патриархат. Мать рожает и кормит ребенка, а потом мужчина выводит его на новые пути, в мир дела и в мир духа.
Почти все сказочные женщины, помимо Царевны, лукавы, коварны, мелочны, злы. Все отрицательное в женщинах, сконденсировавшееся в образы ведьм и мачех, испаряется, когда благородный Герой побеждает и наказывает их.
Таков уж удел женщин - ими или неумеренно восторгаются, или неумеренно (и, зачастую, также несправедливо) осуждают. Например, Бабу-Ягу в традиционных сказках изображают злой, скрюченной, уродливой, тогда как в древности она играла роль Мудрейшей Учительницы. Похоже на отношение школяров к своим наставницам, не так ли?
Мир сказочных женщин разделен на два лагеря: в одном - уникальная Царевна, в другом - сонм ведьм и мачех. Соответственно, ребенок в нежном возрасте учится разделять целое на приятное и неприятное. Он любит прекрасную маму. Но когда она строга и требовательна, ему приходит в голову мысль, что мама - это и есть мачеха. Затем критике подвергаются бабушка (Баба Яга?!), отец (Глупый Король?!) и другие.
Ребенок мечется из крайности в крайность, пока не приходит понимание, что и хорошая, и плохая мама - это одна и та же мама. Понимание двойственности любви приходит рано или поздно, но приходит обязательно, ибо только так можно жить и общаться. Ребенок становится мудрее. Особенно если рядом с ним есть мудрая Бабушка.
Взрослея, обретая мудрость в одних вопросах, человек остается детски наивным в бесконечном множестве других. Он снова и снова разбирается, "что такое хорошо и что такое плохо", к чему надо стремиться, а чего избегать. Эти разборки дают человеку цель, мотивацию и энергию для борьбы, кучу эмоций и иллюзий, новые страхи и, наконец, понимание новой целостности. И так всю жизнь.
Сама же драма детской раздвоенности крепко застревает в сознании и, по Фрейду, надолго определяет судьбу человека. Вытащить "занозы" детских обид, тайных страхов и страстей помогает, в частности, сказкотерапия.
Все это будет потом. А пока вернемся к нашей юной, прекрасной, желанной Героине.
Нет, не можем мы ограничиться одними ахами и скупыми комплементами. Увы, прокрустово ложе HTML-формы не позволяет нам воспеть Героиню, ее красоту и таланты, а также свидания и чувства, как они того заслуживают. Поэтому продолжим живописать в табличной форме:
Ах, что она за прелесть!
А сама-то величава, Выступает будто пава, А как речи говорит — Будто реченька журчит.
Тиха, печальна, молчалива, Как лань лесная, боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой.
И блeднa-тo, u тoнкa, Чaй, в oбxвaт-тo тpu вepшкa, A нoжoнкa-тo, нoжoнкa! Tьфy ты! cлoвнo y цыnлeнкa!
Ах, какая она умница-умелица!
Героиня молодая, Чтоб не видеть наготу, Завернулася в фату.
Остатки вина в левый рукав выливает, кости и объедки в правый рукав кидает. Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли белые лебеди.
Входит с гуслями в шатер и садится на ковер ...
... ... ... ... ...
И он отправился на свиданье.
Принцесса сидела у собаки на спине и спала. Она была чудо как
хороша, и солдат не утерпел и поцеловал ее.
Ах!.. и зарыдали оба. В руки он ее берет И на свет из тьмы несет, И, беседуя приятно, В путь пускаются обратно.
... ... ... ... ...
«Счастье - это умение забывать плохое и помнить хорошее»