ВидеоКОТ

Сочиняем сказку “Как  кто-то  сделал что-то

Пятое занятие: Любовь

Сказочная природа

По сути дела, в сказках, как и в жизни, одна и та же альтернатива - либо менять что-либо в окружающем мире (в семье, на работе, в стране и т.п.), либо меняться самому.

Чтобы приучить нас к этой дилемме, сказка сперва отправила нас путешествовать в окружающий, изменяющийся мир, а затем предоставила нам волшебные возможности самим измениться с помощью ЧароДеев и Героини.

Сперва поговорим о природе, а затем о любви.

S5guide S5lake

Природа - это источник красоты. Но она двойственна. Есть красивые, светлые, чистые места, а есть и безобразные, мрачные, недобрые.

Так и в человеческой природе. Женщины и любовь - это источники красоты. Но они тоже двойственны.

Царевна

По В.Проппу, семёрка основных героев волшебной сказки делится на две группы. Герой и Царевна, в конце концов, образуют супружескую пару, а Помощник, Отправитель, Антагонист, Даритель и Лжегерой либо способствуют этому, либо мешают им.

S5gdetoz S5girl

Мужчины в сказках разные. Тут тебе и мудрый король, и глупый, и голый. А среди женщин единственная стоящая - Царевна. В ней сконцентрированы и красота, и ум, и знатное происхождение. Причем родственные связи Царевны не менее важны, чем личные качества. Королевичи и, тем более, простолюдины редко сватаются к Золушкам. Как правило, им принцессу подавай.

Двойственность любви

Мужчин в сказках гораздо больше, чем женщин. В сказках, в отличие от нашей жизни, царит патриархат. Мать рожает и кормит ребенка, а потом мужчина выводит его на новые пути, в мир дела и в мир духа.

Почти все сказочные женщины, помимо Царевны, лукавы, коварны, мелочны, злы. Все отрицательное в женщинах, сконденсировавшееся в образы ведьм и мачех, испаряется, когда благородный Герой побеждает и наказывает их.

Таков уж удел женщин - ими или неумеренно восторгаются, или неумеренно (и, зачастую, также несправедливо) осуждают. Например, Бабу-Ягу в традиционных сказках изображают злой, скрюченной, уродливой, тогда как в древности она играла роль Мудрейшей Учительницы. Похоже на отношение школяров к своим наставницам, не так ли?

Мир сказочных женщин разделен на два лагеря: в одном - уникальная Царевна, в другом - сонм ведьм и мачех. Соответственно, ребенок в нежном возрасте учится разделять целое на приятное и неприятное. Он любит прекрасную маму. Но когда она строга и требовательна, ему приходит в голову мысль, что мама - это и есть мачеха. Затем критике подвергаются бабушка (Баба Яга?!), отец (Глупый Король?!) и другие.

Ребенок мечется из крайности в крайность, пока не приходит понимание, что и хорошая, и плохая мама - это одна и та же мама. Понимание двойственности любви приходит рано или поздно, но приходит обязательно, ибо только так можно жить и общаться. Ребенок становится мудрее. Особенно если рядом с ним есть мудрая Бабушка.

Взрослея, обретая мудрость в одних вопросах, человек остается детски наивным в бесконечном множестве других. Он снова и снова разбирается, "что такое хорошо и что такое плохо", к чему надо стремиться, а чего избегать. Эти разборки дают человеку цель, мотивацию и энергию для борьбы, кучу эмоций и иллюзий, новые страхи и, наконец, понимание новой целостности. И так всю жизнь.

Сама же драма детской раздвоенности крепко застревает в сознании и, по Фрейду, надолго определяет судьбу человека. Вытащить "занозы" детских обид, тайных страхов и страстей помогает, в частности, сказкотерапия.

… Все это будет потом. А пока вернемся к нашей юной, прекрасной, желанной Героине.

Нет, не можем мы ограничиться одними ахами и скупыми комплементами. Увы, прокрустово ложе HTML-формы не позволяет нам воспеть Героиню, ее красоту и таланты, а также свидания и чувства, как они того заслуживают. Поэтому продолжим живописать в табличной форме:

    Ах, что она за прелесть!
  • А сама-то величава,
    Выступает будто пава,
    А как речи говорит —
    Будто реченька журчит.
  • Тиха, печальна, молчалива,
    Как лань лесная, боязлива,
    Она в семье своей родной
    Казалась девочкой чужой.
  • И блeднa-тo, u тoнкa,
    Чaй, в oбxвaт-тo тpu вepшкa,
    A нoжoнкa-тo, нoжoнкa!
    Tьфy ты! cлoвнo y цыnлeнкa!
    Ах, какая она умница-умелица!
  • Героиня молодая,
    Чтоб не видеть наготу,
    Завернулася в фату.
  • Остатки вина в левый рукав выливает, кости и объедки в правый рукав кидает. Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли белые лебеди.
  • Входит с гуслями в шатер и садится на ковер ...
  • ... ... ... ... ...
    И он отправился на свиданье.
  • Принцесса сидела у собаки на спине и спала. Она была чудо как хороша, и солдат не утерпел и поцеловал ее.
  • Ах!.. и зарыдали оба.
    В руки он ее берет
    И на свет из тьмы несет,
    И, беседуя приятно,
    В путь пускаются обратно.
  • ... ... ... ... ...

«Счастье - это умение забывать плохое и помнить хорошее»

<< Сказ_очная информатика << НАВЕРХ >> Перемена! >>

vcat-skaz@narod.ru© 1999-2011 Семейная студия «ВидеоКОТ»: Консультирование, Образование, Творчество

Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz