Хрестоматия к практикуму "Семь подсказок для тысячи сказок" Сказки-подсказки (часть V. Любовь)|| Обыкновенное чудо || Бабушка || Источник бед - запрет на исполнение главных желаний || Белоснежка и семь гномов || Сказка о мертвой царевне || Потомство Зевса || Источник бед - запрет на исполнение главных желанийДмитрий Соколов, http://www.krsk.ru/~geoservice/Johnny/Texts/skazteor.htmЯ думаю, что все дело в запрете на исполнение главных желаний. Мы ведем себя так, как будто в детстве подписали договор: не делать главного. В девяти комнатах тебя будут ждать еда, деньги и умеренная власть над обстоятельствами. Твоя комната - десятая, но в нее заходить нельзя. Хотя ключ в общей связке. И хочется именно туда. Но туда нельзя: таков договор. Делай что угодно, только не главное. Очень странная логика. Я люблю траву, деревья, свежий воздух. Я живу в очень грязном городе, где на асфальт стали класть зеленые коврики. Я ненавижу эти коврики. Ключ в общей связке. Подлетев к Земле, я ни за что не выбрал бы то место, где - обитаю. В этом что-то есть. Вот один из вариантов объяснения (если не упереться во всеобщее желание добыть себе несчастье). Я - волшебник из "Обыкновенного чуда", то есть, в общем, нормальный шарлатан. У меня растет сын, красивый и несовершеннолетний. Я хочу для него счастья. И вот я начинаю думать. В какой-то момент он встретит свою принцессу. Она будет красива и глупа. Короче, они влюбятся, поцелуются и поженятся. Нетушки, стоп. Принцесса, самая чистая, принадлежит своему двору, а там как минимум король-маразматик и сволочь-администратор. Она ничего не умеет делать. Где они станут жить? Если при ее дворе, то на свете станет одним хорошим парнем меньше. Он либо выучится врать и играть в дворцовые игры, либо уйдет оттуда - и от нее. Хорошо, они могут жить в моем доме... Бр-р-р, я лучше сам буду спать на горохе. Но дело даже не в этом. В своем доме - что они станут делать? Они поссорятся и разойдутся. Мой милый лопух и сказочная принцесса - брошенные друг к другу, они друг друга погубят. Не потому, что некому будет постелить постель. Хотя поэтому тоже. Ой-ой-ой, что же делать? Вот они встретятся, поце... Стоп! Ага. Они не должны получить это сразу. Нужна интерлюдия величиной в повзросление. Теперь я выдумываю сказку. Ты превратишься в медведя, мой мальчик, если она поцелует тебя. Так перед наградой появляется взнос, риск, навязанный комплекс неполноценности. Если эта принцесса через него не пробьется - уйдет эта, появится другая. Ага! Карты розданы, розыгрыш! Целоваться нельзя, мои милые! Скачите на конях, идите в услужение к старым дуракам, трепите нервы, закаляйтесь! Когда вы осмелитесь на поцелуй, вы уже будете способны друг на друга. Все, кроме поцелуя. Всего одна задумка. Гениальная психотерапия. * * * В этом есть тайный смысл, возможно, означающий: невроз послан нам в избавление. Он обостряет конфликты, спокойно раздиравшие нас годами. Это возможность роста, указание на выход. * * * Нет, я серьезно. Белоснежка и семь гномовБратья ГриммГномы, возвратясь вечером домой, нашли Белоснежку лежащей на земле, бездыханной и мертвой. Они подняли ее и стали искать яд: они расшнуровали ее, причесали ей волосы, обмыли ее водой и вином, но ничего не помогло, - милая девочка как была мертвой, так мертвой и осталась. Положили они ее в гроб, сели все семеро вокруг нее и стали ее оплакивать, и проплакали они так целых три дня. Затем решили они ее похоронить, но она выглядела точно живая - щеки у нее были красивые и румяные. И сказали они:
И велели они сделать для нее стеклянный гроб, чтоб можно было ее видеть со всех сторон, и положили ее в тот гроб и написали на нем золотыми буквами ее имя и что была она королевской дочерью. И отнесли они гроб тот на гору, и всегда один из них оставался при ней на страже. О сказках про мертвую царевнуТак же, как в "Белоснежке", сказка начинается со смерти царицы-матери и зависти мачехи к красоте падчерицы. Затем мачеха приказывает убить падчерицу, но та остается в живых и находит в лесу покровителей: в немецкой сказке - семь гномов, в пушкинской - семь богатырей. Царевна погибает от отравленного предмета, ее находит в хрустальном гробу королевич и возрождает к жизни. В финале - их свадьба и смерть мачехи. Главное отличие пушкинской сказки - в появлении мотива смерти матери от восхищенья, долгих Елисеевых поисков невесты, отказа семи богатырям, самоотверженного поведения пса Соколко. Вместе с этими эпизодами в сказку пришла совершенно новая, очень важная для Пушкина тема - тема верности. Ой, вы, молодцы честные, Потомство Зевса
"Обыкновенное чудо" (перед занавесом)Шварц Евгений Львович, http://www.skazka.com.ru/article/shvarc/Перед занавесом появляется человек, который говорит зрителям негромко и задумчиво: - "Обыкновенное чудо" - какое странное название! Если чудо - значит, необыкновенное! А если обыкновенное - следовательно, не чудо. Разгадка в том, что у нас - речь пойдет о любви. Юноша и девушка влюбляются друг в друга - что обыкновенно. Ссорятся - что тоже не редкость. Едва не умирают от любви. И наконец сила их чувства доходит до такой высоты, что начинает творить настоящие чудеса, - что и удивительно и обыкновенно. О любви можно и говорить, и петь песни, а мы расскажем о ней сказку. В сказке очень удобно укладываются рядом обыкновенное и чудесное и легко понимаются, если смотреть на сказку как на сказку. Как в детстве. Не искать в ней скрытого смысла. Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь. Среди действующих лиц нашей сказки, более близких к "обыкновенному", узнаете вы людей, которых приходится встречать достаточно часто. Например, король. Вы легко угадаете в нем обыкновенного квартирного деспота, хилого тирана, ловко умеющего объяснять свои бесчинства соображениями принципиальными. Или дистрофией сердечной мышцы. Или психастенией. А то и наследственностью. В сказке сделан он королем, чтобы черты его характера дошли до своего естественного предела. Узнаете вы и министра-администратора, лихого снабженца. И заслуженного деятеля охоты. И некоторых других. Но герои сказки, более близкие к "чуду", лишены бытовых черт сегодняшнего дня. Таковы и волшебник, и его жена, и принцесса, и медведь. Как уживаются столь разные люди в одной сказке? А очень просто. Как в жизни. И начинается наша сказка просто. Один волшебник женился, остепенился и занялся хозяйством. Но как ты волшебника ни корми - его все тянет к чудесам, превращениям и удивительным приключениям. И вот ввязался он в любовную историю тех самых молодых людей, о которых говорил я вначале. И все запуталось, перепуталось - и наконец распуталось так неожиданно, что сам волшебник, привыкший к чудесам, и тот всплеснул руками от удивления. Горем все окончилось для влюбленных или счастьем - узнаете вы в самом конце сказки. (Исчезает.) БабушкаГанс Христиан Андерсен, http://www.skazka.com.ru/article/andersen/ Бабушка такая старенькая, лицо все в морщинах, волосы белые-белые, но
глаза что твои звезды - такие светлые, красивые и ласковые! И каких только
чудных историй не знает она! А платье на ней из толстой шелковой материи
крупными цветами - так и шуршит! Бабушка много-много чего знает; она живет
ведь на свете давным-давно, куда дольше папы и мамы - право! У бабушки
есть псалтырь - толстая книга в переплете с серебряными застежками, и она
часто читает ее. Между листами книги лежит сплюснутая высохшая роза. Она
совсем не такая красивая, как те розы, что стоят у бабушки в стакане с
водою, а бабушка все-таки ласковее всего улыбается именно этой розе и
смотрит на нее со слезами на глазах. Отчего это бабушка так смотрит на
высохшую розу? Знаешь? |
<< Хрестоматия "Сказки-подсказки" << НАВЕРХ >> Путеводитель по сказкам и их окрестностям >> Семейная студия «ВидеоКОТ»: Консультирование, Образование, Творчество |